Отклики, оценки, впечатления
ЧЕТЫРЕ ВОВКИНЫХ СОЛНЦА
… В любом из рассказов Гиневского поднимаются важные нравственные проблемы. Исподволь приводит писатель своих беспокойных героев к неписаным, но обязательным правилам, которые стоит помнить и нам – взрослым: не по совести обижать девчонку – из неё вырастет мама, а не только прекрасный конструктор или портниха; нельзя бить лежачего и идти вдвоём на одного…
… Как воспитывать не поучая? Как это делать «не по компании – «Неделя воспитания», а каждый день, незаметно и неторопливо: ведь дети нуждаются в духовном общении с нами больше, чем в витаминах и консервированных компотах домашнего приготовления. Обо всём этом думает и пишет Гиневский, он знакомит читателей с внимательными без сюсюканья или «заумных» сентенций папой и мамой Вовки. И они понимают, как это им и ни трудно, что мальчишки залезли на крышу не из «хулиганства», а с «научной целью» - хотели посмотреть, «как образовываются сосульки…» Понимают, что нужно взять в дом «просто вышвырнутую собаку, потому что она старая», собаку в защиту которой Вовка «горланил так, что лицо пришлось поднять к потолку, чтобы слёзы из глаз не выкатились».
… Взрослые, будь то родители Вовки, бабушка Оля или учительница начальных классов Виринея Семёновна, в книге Гиневского – люди добрые и умные. И это приятное и тоже доброе исключение в детской литературе последних лет: что-то много в ней «развелось» и даже стало модным изображать недалёких учителей и равнодушно ограниченных родителей.
Так какие же они – хорошие или плохие - наши собственные дети, если внимательно к ним присмотреться? И судить «в их измерении», не равняя их со своими взрослыми проблемами и трудностями. Если судить по книге Гиневского, они фантазёры и придумщики, ищут радости, а радость – хороший воспитатель. Об этом напоминают нам и психологи, говоря, что «положительные эмоции» необходимы ребёнку, что они фундамент для строительства характера устойчивого, волевого, радость – защита от стрессов.
… Произведения Александра Гиневского побуждают к доброте, к серьёзному взгляду на сложный мир детства, к уважительному отношению, к пониманию его забот и огорчений, к тому, чтобы не погасить не отсудить мечту…
Галина Карнаухова,
(Фрагменты статьи, «Ленинградская правда» №272, от 26.11.1985)