Отклики, оценки, впечатления

«НЕ КОМНАТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ»

… В 2006 году в журнале «Кукумбер» печатаются стихи А.Гиневского для самых маленьких. Язык и интонация этих стихов бесхитростны, но не примитивны: «Вот я встал, кота погладил, вот – я шлёпнулся на льду. Вот – болею, ем оладьи… А когда же я расту?» Перед читателем возникает образ маленького философа-почемучки, интересующегося серьезными вопросами: куда прячется лужа зимой, кем раньше был самолет?..

… В  предисловии к сборнику своих избранных произведений А.М.Гиневский признается, что обратился к детской литературе, чтобы преодолеть «бремя знаний» о тяжелых сторонах жизни. В его детских вещах дар поэтического и во многом романтического восприятия жизни разворачивается в полную силу. Итоговые выводы о жизни, запечатленные в его взрослых произведениях, часто очень нелицеприятные, в детских книгах наполняются оптимизмом и жизнеутверждающим пафосом. По честности и силе слова Александр Михайлович Гиневский находится  в одном ряду с А.Алексиным, В.Драгунским, Ю. Яковлевым,  В. Железниковым, чьи рассказы и повести будут волновать и радовать еще не одно подрастающее поколение. 

… Школьники, особенно подростки, остро чувствуют любую фальшь со стороны взрослого. Произведения настоящих авторов, пишущих о детях и для детей, очень разные, но их всегда объединяет самое главное – разговор с ребятами на равных, без сюсюканья и «воспитующего занудства», и А.Гиневский продолжает эту традицию: «Для меня всегда, - замечает автор в одном из писем, - главным было сделать саму вещь. Тогда оправдывалось моё существование на земле. К своей работе я при этом подходил жестоко. Я этому долго учился у Жизни. Я знал: за всё надо платить. Всё надо выстрадать. Только тогда, может быть, явится тебе от Господа право говорить что-то людям».

Это авторское признание чрезвычайно важно, оно отсылает к традициям классической русской литературы, к ее нравственным поискам в их самом высоком пределе, когда каждое слово оплачено поступком, когда за каждым предложением стоит знание жизни, той, которая реально окружает подростка.

… Первая детская книга А.М.Гиневского «Парусам нужен ветер» вышла в свет в 1977 году. Затем последовали сборники «Про арбузы, кроликов и парашютную вышку» (1982), «Везучий Борька» (1985), «Летний дождик в декабре» (1987), «Я так вас ждал» (1991), адресованные ребятам 6-12 лет. …Михаил Яснов в отзыве на произведения Александра Гиневского отмечает, что писатель «умеет говорить от лица ребят. Он обращает наше внимание не столько на внешние приметы окружающего мира, сколько на его внутреннее устройство. В подобных попытках важно не перейти границу «дозволенного» – в том смысле, чтобы не нагрузить маленького или подросткового читателя не свойственными его возрасту понятиями и образами», что удается автору в полной мере.

Тональность рассказов в сборниках 70-90-х годов о мальчишках - младших школьниках («Про кроликов», «Императорская собака», «Коржик и пчелка», «Трамвай идет в парк» и др.) - мажорная; такой оптимизм оправдан: в этом возрасте детский мир должен состоять из верных друзей, понимающих родителей, интересных событий; запас оптимизма в детстве, как запас прочности, нужно только увеличивать, чтобы в подростковом возрасте научиться противостоять несправедливости, равнодушию, подлости, прочно обосновавшимся на земле.

… Повести для подростков из книги «Танец маленького динозавра» 2010 года отличает точное чувство возраста читателя и тактичность в разговоре с ним: события показаны глазами героя, который постепенно начинает понимать хитросплетения окружающего мира, учится преодолевать свой максимализм («Бумеранг»), находит верное оружие в борьбе с жизненными неурядицами - умение посмеяться над собой и всегда говорить то, что думаешь («Танец маленького динозавра»). Без лишнего пафоса и морализаторства А.М.Гиневский пишет о первой неразделенной любви, о свободе выбора и мужестве исправлять собственные ошибки.

Рассказы военного цикла «Была война когда-то» («Танец маленького динозавра») вызывают в сердце читателя сострадание. Именно оно позволяет героям повествования найти друзей среди чудаковатых и одиноких взрослых, огрубевшим и замерзшим сердцам, которым так нужно тепло. Александр Гиневский не позволяет себе ни одной морализаторской интонации, юный читатель сам понимает, что взрослые люди, которые просто живут рядом, тоже умеют сопереживать и любить, надо только найти в себе силы и не оттолкнуть их, не отгородиться стеной безразличия, не испугаться непонимающего и насмешливого осуждения сверстников. Логическим продолжением разговора можно считать пронзительную повесть «Куинджи и хлеб сорок шестого», опубликованную в журнале «Звезда» в 2010 году. Жизнь в Ленинграде в первый послевоенный год показана глазами десятилетнего мальчишки и умудренного годами мужчины одновременно, и двойная перспектива восприятия рассчитана уже на повзрослевшего читателя.

Творчество А.Гиневского как детского писателя  высоко оценено. В 2011 году, за книгу «Танец маленького динозавра» он был признан  лауреатом премии С.Я.Маршака.

 

Из статьи кан. филол. наук В.Г. Сибирцевой и  док. филол. наук  Т.А. Федяевой.

«Вестник  детской литературы» №4, 2012, СПб