Отклики, оценки, впечатления

Рецензия на книгу А. Гиневского «Везучий Борька»

СПб.: Речь, 2015. Иллюстрации М.Бычкова.

 

Старец – при нем –

не скажет "Нельзя!"

("Строгие гекзаметры", 2003)

Петербургский писатель Александр Михайлович Гиневский - автор детских книг, которые знает не одно поколение читателей. Это сборники рассказов "Парусам нужен ветер" (1977), "Про арбузы, кроликов и парашютную вышку"(1982), "Летний дождик в декабре" (1987), рассказы и повесть "Я так вас ждал…" (1991). Произведения Александра Гиневского из тех, которые, как например, книги В.Драгунского или Н.Носова, создают запас прочности на будущее, формируют жизненные ориентиры  и оставляют след в душе навсегда.

Вторая волна публикаций его детских произведений, начавшаяся в 2004 году в журнале "Костер", свидетельствует именно о такой памяти сердца. В 2011 году Александра Гиневского нашло официальное признание: его книга "Танец маленького динозавра" отмечена Всероссийской премией С.Я. Маршака. Заслуженно оценили силу и честность образов и слова писателя, который о своей работе пишет так: "Для меня главным было сделать саму вещь. Тогда оправдывалось мое существование на земле... Я знал: за все надо платить. Все надо выстрадать. Только тогда, может быть, явится тебе от Господа право говорить что-то людям". Поэтому неустроенность быта, трения во взаимоотношениях со сверстниками, неразделенная любовь в жизни юных героев Гиневского являются не менее важными проблемами, чем финансовые вопросы или поиски своего места в жизни для взрослых. Отметим лаконичный и одновременно емкий язык писателя: показать мир глазами школьника не просто, надо выдержать достоверность тона, не впадая в преувеличенную "детскость" слога или в назидательность. Вот некоторые примеры: "Слезы... с грохотом ударились о бумагу в моих руках", "Просто удивительно, что длиннющая очередь может быть такой короткой", "От нее пахло лекарствами. А у них запах один - запах несчастья". Так видят жизнь и говорят о ней герои Александра Гиневского, школьники 9-14 лет. 

И, наконец, издательство "Речь" выпустило книгу "Везучий Борька" (2015 г.), объединившую в себе новые и уже известные произведения. Реакция читателей была, на наш взгляд, предсказуемой. Взрослые вспомнили тексты, которые чем-то зацепили их в детстве: "Новая старая книга"; "Столько глубины в детских размышлениях! Они такие искренние!"; "Я в детстве очень любила эти рассказики"; "Если вы уважаете Голявкина, Носова, Драгунского, даже не раздумывайте, покупать или нет."  А вот слова молодых почитателей творчества Александра Михайловича: "Замечательная книга! Для меня стала такой же обязательной к прочтению, как "Денискины рассказы" и "Рассказы Люси Синициной"; "Я и не знала, что есть такой детский писатель - Александр Гиневский. Замечательный! А какие рассказы у него - вкусные! Именно так! Читаешь и наслаждаешься". Всё это выдержки из читательских отзывов на сайтах книжных интернет-магазинов.

Удивительно, как выстраданный жизненный опыт может романтически преобразиться в произведениях для детей. В отличие от "Танца маленького динозавра", книга прозы "Везучий Борька" адресована скорее младшим школьникам. Мажорная тональность представленных рассказов ненавязчива и внутренне оправдана: чтобы подросток в будущем мог противостоять равнодушию, подлости, несправедливости, он должен вырасти в мире верных друзей, внимательных родителей, удивительных событий вокруг. В книге "Везучий Борька" мы проживаем обыкновенную жизнь обыкновенного мальчишки, сначала Вовки, потом Тольки (он чуть повзрослее). И в то же время старшие читатели видят эту обыкновенную жизнь глазами обыкновенного, спокойного, мудрого человека. Стоит вспомнить здесь целиком один из "Строгих гекзаметров", строчка из которого вынесена в эпиграф:


Перст указующий

на две фаланги – не лгу –

в отверстие носа засунув,

вращает дитя

так увлеченно.

Старец – при нем –

не скажет "Нельзя!"

Лишь, трогая бороду,

молвит:

"Вытащить дай помогу…".

Увлеченность ребенка и несуетность взрослого (который не мешает занятию, но готов прийти на помощь) - это ли не счастье в жизни? Переживать счастливые моменты вместе с ребенком помогает стиль повествования в рассказах Гиневского, никогда не забывающего о взрослом читателе. "Я люблю разбираться и только умиляться человеческим слабостям и глупостям, не осуждая... Кроме этого, я люблю  восхищаться и проявлениями ума, дара, щедрости души", - пишет Александр Михайлович, и это любование выражается в мягком, почти незаметном юморе его произведений. Так, например, мы видим Тольку из повести "Высокое прясло", который носит инструменты поссорившимся мастерам в мастерской: слесарю Сугробину и токарю Петру Григорьевичу. Разговаривать друг с другом они не хотят и обращаются к Тольке с просьбой взять у напарника недостающие инструменты: "Слушай, Толян, возьми-ка у "четырехглазого" сверлышко на семь миллиметров. Не говори, что для меня. Понял?" Толя отправляется к другому мастеру и слышит от него: "Сверло? Тебе дам. <...> А ты, Толя, возьми-ка у этого охламона <...> ключ на двенадцать. Не говори, что для меня. Понял?" Комизм ситуации, когда надо помириться и не получается, передает и авторская ремарка: "Со сверлом в руке Толька идет за ключом." Взрослый читатель понимает, что не в инструментах тут дело, а в характерах. А в рассказе "Корова под куполом цирка" позиция Вадьки, который старается выглядеть как настоящий художник, подчеркивается поведением его друзей: "Вадька то и дело отходил подальше. Хмурился. Смотрел, смотрел. То один глаз зажмурит, то другой. Да еще недовольно хмыкает. Мы тоже отходили. Тоже жмурили глаза. И никак не могли понять: чего же Вадька хмыкает". Но и эту иронию заметит только внимательный читатель.       

Нельзя не отметить и работу художника-иллюстратора Михаила Бычкова, превратившего текст в великолепную КНИГУ. Многие читатели замечают абсолютную достоверность текста и иллюстраций: "И мы так в детстве делали... И у нас была точно такая же ванная в хрущевке".  Автор и художник вместе сделали пять книг, как пишет в послесловии Михаил Бычков. И мы видим, насколько гармоничным сложился этот союз. Работе Михаила Бычкова тоже присуще непафосное любование миром и внимание к мелочам. Маленькие картиночки рядом с номерами страниц словно фокусируют внимание на главной мысли каждого рассказа. А на обложке и первом развороте указаны два имени: Александр Гиневский, Михаил Бычков. Для книг на русском языке признание равноправной работы писателя и художника - это большая редкость.

В заключение добавим, что произведения Александра Гиневского охватывают буквально все возрастные категории: им написаны стихи для самых маленьких (сборник "Как Гуська учили плавать" и другие стихи), стихи, рассказы и пьесы для младших школьников ("Везучий Борька", "Я так вас ждал" и многие другие), повести и рассказы для среднего школьного возраста ("Мы украли паровоз", "Не спеши умирать" и другие) и даже произведения для самого сложного возраста - старшеклассников: повесть "Куинджи и хлеб сорок шестого" и лирическая повесть "Друзья мои - армейские радисты", заслуживающие отдельного обстоятельного разговора. Поэтому после того, как будет прочитана последняя страница "Везучего Борьки", мы приглашаем вас на личный сайт писателя: //ginevsky.ru/. Это исключительный случай, когда можно прочитать все, в том числе и книги для взрослых, и не издававшиеся произведения для детей.   

В.Г.Сибирцева