Отклики, оценки, впечатления

В ПОИСКАХ СЕБЯ БЕЗ «ВОСПИТУЮЩЕГО ЗАНУДСТВА»

А.М.Гиневский «Танец маленького динозавра». Две повести и четыре рассказа.  Илл. М.Бычкова. СПб.: Детгиз. 2011.

 

…Литературное творчество А.Гиневского известно старшему поколению читателей, тем, чье детство пришлось на 80-е- 90-е годы: тогда были изданы его книги «Я  так вас ждал», «Летний дождик в декабре», «Парусам нужен ветер», «Везучий Борька». Прошло немало лет, изменилась страна, трескучие слова подменили глубокие чувства. Но дети не перестали появляться на свет. И пока они растут, им требуются настоящие собеседники, которые могут помочь разобраться в жизни, поддержать в трудную минуту.

Александр Михайлович Гиневский – именно такой собеседник: «Я люблю разбираться и только умиляться человеческим слабостям и глупостям, не осуждая... Кроме этого я люблю и восхищаться проявлениями ума, дара, щедрости души», - пишет он в одном из своих писем. Новый сборник повестей и рассказов А.Гиневского весь пронизан этими чувствами.

Герой повести «Танец маленького динозавра» – Ромка Чащухин. Странное существо… Он и в трудную минуту житейской передряги умеет посмеяться над собой. А еще: всегда выпаливает, вернее, говорит только то, что думает. И это не привычка, а суть его натуры. Не потому ли многие взрослые, в силу своей невнимательности и вечной занятости видят в нем  невоспитанного грубияна и чудака? И лишь немногие понимают его: Борис Николаевич – аккомпаниатор танцевального кружка, сосед по коммуналке Данила Данилыч, продавец цветов. А проблем в жизни Ромки хватает, и в школе, и дома. Да еще любовь тут затесалась, будь она неладна, и, конечно же, неразделенная.  Мальчишкам такими переживаниями и поделиться-то обычно не с кем.

У Ивана из повести «Полет бумеранга» уже совсем другие проблемы. Привычный мир вдруг начинает разваливаться на глазах: отец, на которого он всегда смотрел снизу вверх, с обожанием, и до которого он по силе характера никак не мог «дотянуться», оказывается вовсе не таким положительным и образцовым. Мужество и свобода выбора состоят не в том, чтобы ночью тайно искупаться в лагуне, за границей лагеря, а в том, что нужно переломить себя и признаться в постыдном проступке.

Характер героя формируется не показными красивыми жестами, а незначительными на первый взгляд, но очень важными по своей сути поступками: нужно навестить маму в больнице в неприемный день, отвезти обещанные журналы сторожу лагеря Терентию Васильевичу. Пусть пока характер будет излишне максималистским и безжалостным. «Такой не прощает» - это ведь не только о бумеранге сказано, но и о самом Иване. А прощать он еще научится, это тоже одно из проявлений мужества.

Рассказы из цикла о войне (которая хотя и была когда-то давно) хочется включить в список для внеклассного чтения. Нет ура-патриотизма – в него сейчас никто не верит, нет бездушных спецэффектов современного кино – бесполезных компьютерных взрывов и искусно окровавленных гримерами персонажей. Есть одиночество взрослых людей, замерзшим сердцам которых так нужно тепло. А война…

Очень легко можно переместить героев рассказов по шкале печальных событий в России: землетрясения, Афганистан, теракты. Но суть от этого не изменится: взрослые люди, которые просто живут рядом и делают свое дело – и не важно, поверяют весы или чинят обувь – тоже умеют сопереживать и любить, надо только присмотреться внимательно, подумать над тем, что эти люди чудом уцелели, и потому не оттолкнуть их, не отгородиться стеной безразличия. Не испугаться непонимающего и насмешливого осуждения сверстников. Замечательно, что рассказы обрываются в самом начале настоящей дружбы, дальше герои будут жить в воображении читателей своей жизнью.

Мажорная тональность другого цикла рассказов, «У молочной бочки», логически оправдана: книги для детей должны заканчиваться хорошо, жизнь еще внесет свои коррективы, но это будет потом. А пока… Чего только в бурной и интересной ребячьей жизни не происходит!

Приобрести за двадцать копеек собаку самого Наполеона Бонапарта – ну кому же еще может так повезти? Даже если потом оказывается, что продавец Костя Пушинкин всю историю с Наполеоном выдумал и это просто старый бездомный слепой пес. Где теперь будет жить собака и что скажут родители – вечные проблемы для мальчишек и девчонок, которые нередко притаскивают в дом всякую живность.

А что может случиться, если ребята захотят помочь бабушке дотащить до дома тяжелую корзинку? В корзинке-то, оказывается, живой поросенок в мешке. Как не забежать на минутку к приятелю и не похвастаться таким сокровищем, бабушки ведь, кажется, очень медленно ходят…

Эти рассказы о мальчишках 9-12 лет полны оптимизма, и запас его, как запас прочности, нужно только увеличивать в этом возрасте. Иначе невозможно будет противостоять несправедливости, равнодушию, подлости, которые так остро переживаются в 14-15 лет.

Отличительное качество «подростковой прозы» А.Гиневского – юмор, назначение которого во все времена – примирять противоречия, а они так свойственны этому возрасту. Юмор в его рассказах не отменяет разговора о серьезных вещах, но меняет его характер.  Он переводит авторский диалог с читателем  в плоскость  сердечного, не пафосного, мягкого наставления, когда мнение ребенка – как читателя, так и героя – для писателя  так же важно, как и его собственное.   

Значительную роль в общем впечатлении от книги играет и композиционное расположение повестей и рассказов, читатель как бы перемещается по нравственно-эмоциональной волне: от чувства первой неразделенной любви, через необходимость прощать и сопереживать, к жизнелюбию, неистребимому в счастливом детстве. Поэтому сборник «Танец маленького динозавра» из разряда тех, которые и потом захочется перечитать. Это не просто развлечение, рассказы и повести помогают в поисках ответов на непростые жизненные вопросы: что такое любовь и что такое сила, в чем проявляется настоящая дружба и как исправлять собственные ошибки, - хотя прямых ответов здесь не найти.

Книга А.Гиневского наделяет юного читателя не только ясными ориентирами поведения, но и пониманием сложности мира, в котором он живет. 

 

Из статьи В.Г.Сибирцевой – кандидата филологических наук;  

«Вестник детской литературы» № 4, 2012