Отклики, оценки, впечатления

Александр Гиневский сочетает в себе (сохранил) глаз и ухо ребенка в докритическом (дошкольном и раннем школьном) периоде детства, и эти свойства воплощаются в его детских вещах без малейшей натуги, естественно. Этот дар редок. Именно он является у Александра Гиневского основой самобытного восприятия и отражения окружающего мира.
Гиневский публикуется мало, но сделанное им ПРИРОДНО, и тем привлекает.

 

Ася Майзель, 4 июля 2003 г., Царское Село

РАЗГОВОР НА РАВНЫХ

Газета «Вечерний Ленинград» от 20.01.78

НА КОМ ДЕРЖИТСЯ ЗЕМЛЯ

Журнал «Искорка» №1 – 1978

ТВОИ НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ

Журнал «Костёр» №3 – 1978

ЧЕТЫРЕ ВОВКИНЫХ СОЛНЦА

Фрагменты статьи, «Ленинградская правда» №272, от 26.11.1985


 

Александр Михайлович Гиневский многим известен как детский писатель и поэт. Его прозаические книжки, выходившие из печати в 1977—1991 гг., хорошо знакомы детям. Главные достоинства его произведений — исключительная искренность, душевность, единение с миром природы, с которым связаны их герои, как дети, так и взрослые. Те и другие постоянно находятся в контакте друг с другом, их отношения проникнуты исключительным теплом, добротой и взаимопониманием. Взрослых читателей бесхитростные детские рассказы переносят в далекий, но не забытый большинством из них мир, полный мечтаний и открытий.

Нам довелось присутствовать на встрече Саши с читателями в одной из школ Петербурга. Дети (кажется, это был второй или третий класс), выйдя к доске, с упоением разыгрывали рассказ Гиневского «Однажды у молочной бочки». Сюжет прост: очередь за молоком, мальчик (любимый герой Сашиных рассказов — Вовка) размышляет на разные темы — например, что будет, если дома на кухне кроме водопроводных кранов появится еще один, из которого течет молоко. Очередь движется медленно. Перед Вовкой стоит девочка с зонтиком, завязывается знакомство. Грубоватый, снисходительный тон мальчика скрывает проснувшийся интерес к новой знакомой…

Каждый из «актеров» произносит из рассказа всего несколько фраз, а иногда и одну, но все с головой уходят в игру. Увлечены и довольны «представлением» сидящие за партами зрители. Доволен и сам автор — мужественный и сильный человек, участвовавший в геологических экспедициях, тушивший лесные пожары, познавший нелегкий труд монтажника-наладчика… В военное время ребенком он оказался в детском доме, не отсюда ли пронзительное стремление многократно возвращаться в детство, но уже в иное — без постоянного ощущения голода и неустроенности? Автор, в жизни которого было немало лишений и трудностей, почти во всех своих произведениях полон оптимизма. Рассказ про молочную бочку вошел в книгу «Акварели», как и еще несколько уже знакомых читателям рассказов. Даже простое перечисление их названий много говорит об авторе, так и видится любовь к героям, легкий совсем не обидный для ребят юмор: «Если быстро спать», «Мы завтра должны заболеть», «Дела поросячьи», «Лентяйское сочинение», «Императорская собака».

Сашины стихи для детей — короткие, четкие, веселые иногда печатались в журналах, а в книгу вошли впервые. Предваряя авторский текст, писатель Валерий Попов, отмечает: «Читая их, <…> ощущаешь в себе лучшие свои качества, оставшиеся с детства: непосредственность, свободу, любовь к игре». В книгу также включены «взрослые» стихи и рассказ, отражающие значительный диапазон творческого дарования автора. Их отличает необыкновенный лиризм, одухотворенность, «терпкое ощущение бытия», глубина и неподдельная любовь к нашей природе и к городу. В частности, рассказ «Мост, пролетка и Нева», написанный Сашей в молодости, можно отнести к лучшим отечественным рассказам о Петербурге (тогда — Ленинграде), изданным в послевоенные годы.

 

Евгения и Михаил Чернины, "Терпкое ощущение бытия"

НЕ КОМНАТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ

Из статьи В.Г. Сибирцевой и Т.А. Федяевой, «Вестник детской литературы» №4, 2012

ПОКА МЫ МОЖЕМ ДЫШАТЬ

Н.Ю. Жуланова, зам. главного редактора журнала «Костёр» («Вестник детской литературы» №4, 2012)

В ПОИСКАХ СЕБЯ БЕЗ «ВОСПИТУЮЩЕГО ЗАНУДСТВА»

Из статьи В.Г.Сибирцевой, «Вестник детской литературы» №4, 2012

«ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ ДУША ЛЕЧИТСЯ»

Зинаида Скорнякова, газета «Гатчинская правда» от 2.04.2013


 

Александр Гиневский всегда находит благодарных читателей и слушателей: во-первых, потому что любит читать свои произведения вслух, а во-вторых, потому что многие его рассказы состоят почти сплошь из диалогов. Он умеет говорить от лица ребят, и интонацию Гиневского не спутаешь с разговорами, скажем, близких ему по духу героев Виктора Драгунского или Виктора Голявкина.

Прежде чем стать писателем, Александр Гиневский сменил немало профессий. Он хорошо изучил психологию взрослых, и герои-родители в его рассказах не менее интересны, чем герои-дети, а особенно приятно послушать их диалоги друг с другом.

Александр Михайлович обращает внимание читателей не столько на внешние приметы окружающего мира, сколько на его внутреннее устройство. В подобных попытках важно не перегнуть палку, т.е. не перегрузить маленького читателя не свойственными его возрасту понятиями и образами. Мне кажется, Гиневский пишет именно о том, что может оказаться в поле зрения и размышлений ребенка, оставляя зазор для умненьких, для тех, кто способен оценить метафору или сравнение. А тот, кому это еще не по силам, может пока просто наслаждаться сюжетами этих небольших историй, которые просто замечательны.

 

Михаил Яснов, family.booknik.ru


 

Гиневский с ходу втягивает нас в игру: улыбнуться, всмотреться, переиначить, — и веселая, умная эта игра идет на повышение ценностей каждодневного нашего жития. Встреча с необычным человеком — праздник. Рябина за окном — праздник. И незатейливый мальчишеский подарок — свисток — на наших глазах превращается в сокровище. Им же можно подзывать дельфинов!

Н. Камышникова