Отклики, оценки, впечатления
Из письма, посланного на сайт Областной Детской Библиотеки
Одним из самых любимых петербургских писателей, чьё творчество посвящено детям, стал для меня А.Гиневский. В своей работе я неоднократно обращалась к его произведениям, которые, как правило, очень хорошо воспринимаются читателями младшего возраста. На протяжении последних лет с учениками младших классов мы читали, пытаясь анализировать, разные рассказы А.Гиневского, стараясь, прежде всего понять, что хочет сказать своим читателям автор. Вот очень добрый и трогательный рассказ «Коржик и Пчёлка». Городской мальчишка Вовка первый раз в жизни увидел живую лошадь. Это событие для него. Он бросает все свои дела и, начиная с этого дня, ждёт новой встречи. О чём этот рассказ? Наверное, о доброте, потому что прикасаясь к живой природе, маленький человек тоже становится добрее.
Удивительная особенность рассказов А.Гиневского – за внешней простотой сюжета скрываются вечные человеческие ценности – любовь, доброта, взаимопонимание. Кажется автор так и хочет сказать: «Задумайтесь, посмотрите вокруг. Может быть рядом есть люди, которые нуждаются в добром слове. Может быть, и вы в силах помочь кому-то в беде».
Ребятам нравятся рассказы А.Гиневского, наверное, ещё и потому, что они как будто взяты из жизни. Этим они близки и понятны. Кроме того, поднимая такие важные проблемы, А Гиневский делает это как-то легко и с юмором.
Очень смешно, на первый взгляд, мальчик Костя продаёт собаку в рассказе «Императорская собака». Продаёт за символические 20 копеек, а то и просто отдаст в хорошие руки. Придумывает целую историю об этой замечательной. Невозможно читать без смеха. А собакак-то действительно оказывается замечательной. Этот рассказ о человеческой доброте. О доброте и верности. Недаром кончается рассказ словами: «Пёс кладёт голову на лапы и думает. Долго-долго. Наверно вспоминает своего хозяина. Даже если он оказался не хозяин, а так – барохловый человек. Уж такие они – собаки.
Хочется заметить, что рассказы А. Гиневского ребята слушают, как правило очень внимательно, что называется, затаив дыхание. Может быть потому, что интуитивно чувствуют, что это – настоящее.
Один из любимых моих рассказов А.Гиневского – «Трамвай идёт в парк». Здесь тоже ничего особенного вроде-бы не происходит, и тоже только на первый взгляд. Та же кажущаяся простота. Мальчик Вова с папой поздно возвращается из гостей на последнем трамвае, да и тот идёт в парк, поэтому часть пути им приходится пройти пешком. Но оказывается, что удивительная возможность поговорить двум близким людям. И они выясняют для себя очень важные вещи – оказывается, они очень любят друг друга и маму. А папа до сих пор переживает за то, что когда-то давно наказал Вовку, о чём сам Вовка уже давно забыл. В этом рассказе автор говорит со своими маленькими читателями о любви и нежности. Нужно ли об это говорить? Конечно, нужно. Хорошо, когда маленький Вовка осознаёт, что его любят, что он тоже любит, а его мама волнуется и не спит, хотя волноваться – это больно, а волнуется именно потому, что любит.
После прочтения этого рассказа я задавала ребятам вопросы. Вот некоторые из них:
1. О чём этот рассказ?
- О том, что нельзя опаздывать, т.к. мама будет волноваться.
- О том, как мальчик с папой мечтали и фантазировали.
- О любви.
2. Что очень важное происходит в этом рассказе?
- Папа берёт мальчика с собой в гости.
- Они очень интересно играют.
- Папа и мальчик любят друг друга.
3. А нужно ли говорить о любви?
- Нужно.
- Не знаю.
Ещё хочу сказать, что рассказы А.Гиневского с интересом читают и слушают не только дети, но и взрослые. На занятиях в библиотеке рядом с детьми всегда учитель, который тоже открывает для себя этого писателя. И редкий случай, когда я не слышу от учителей восторженные отзывы. А на совместных занятиях детей и родителей бывает очень приятно смотреть на просветлённые лица пап и мам, которые слушали эти простые, но очень мудрые рассказы.
И. Кондратьева,
школьный библиотекарь,
24 января 2005